Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации образовательной деятельности в МДОАУ № 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят:
1. Раздевальная (приемная) - для приема детей и хранения верхней одежды. Раздевальная оборудована шкафами для верхней одежды детей и персонала, которые имеют полки для головных уборов и крючки для верхней одежды. Каждый шкаф промаркирован. Также в приемной размещены информационные уголки для родителей, выполненные в едином стиле.
2. Групповая - для проведения игр, занятий и приема пищи. Мебель подобрана с учетом роста детей. Вся мебель промаркирована.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда, созданная во всех помещениях доступна детям-инвалидам, предусматривает условия для проведения коррекционной работы.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает:
- реализацию образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 196;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ отвечает актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
- Содержательная насыщенность обеспечивается наличием в Учреждении средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
- Трансформируемость обеспечивается возможность изменений предметно-пространственной развивающей образовательной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность обеспечивается возможность разнообразного использования составляющих предметно-пространственной развивающей образовательной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.
- Доступность обеспечивается свободным доступом воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность предметно-пространственной развивающей образовательной среды определяется соответствием требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства развивающей предметно-пространственной среды обладает многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивает возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. Зонирование пространства организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ.
Педагоги всех возрастных групп ДОУ выделили следующие зоны для организации развивающей предметно-пространственной среды:
- зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; инвентарь по безопасности.
-
Так же есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание «своего» личного пространства).
Имеются игровые модули: игровой модуль «Магазин» (с набором овощей, фруктов), модуль «Парикмахерская» (с инструментами), модуль «Кухня» (с набором посуды), «Мастерская», мягкая мебель, модуль «Спальня», «Больница» (с набором предметов), большой пластмассовый дом для кукол, набор посуды пластмассовый, гладильная доска с утюгом, различные пластмассовые машины для мальчиков, резиновые куклы для девочек, газовая плита, набор резиновой мебели и т.д.
- зона познавательного развития: включает в себя дидактические и развивающие игры (имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также демонстрационный и раздаточный материал для формирования элементарных математических представлений; дидактические игры, изготовленные своими руками). Уголок природы содержит природный материал (шишки, ракушку, желуди, камешки, горох, бобы и пр.), образцы различных видов семян. В уголке экспериментирования имеется оборудование для экспериментирования с водой и песком. Есть картотека экспериментов, а так же «Сундучок исследователя», в котором представлено оборудование для проведения опытов.
- в зоне речевого развития имеется демонстрационный материал, дидактические игры по развитию речи; сюжетные картинки разнообразной тематики; детские книги, портреты писателей; различные виды театра.
- зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок ИЗО и музыкальный уголок. В уголке ИЗО есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты, бумага для рисования и т.д. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.
- в зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта и т.д.
Для мобильности пространства развивающая предметно-пространственная среда была разделена на зоны при помощи различных элементов (стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования). При этом педагоги также обеспечили возможность полноценной двигательной активности детей.
3.Спальня предназначена для организации дневного сна детей.
4.Буфетная предназначена для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды.
5.Туалетная совмещена с умывальной.
Каждая группа имеет свое название и соответствующий логотип.
Объекты для проведения практических занятий
В МДОАУ № 196 оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей инвалидов: музыкальный зал, спортивный зал, кабинет педагога-психолога.
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальной деятельности с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Оснащение музыкального зала включает:
- набор детских музыкальных инструментов – народных, шумовых;
- дидактические пособия;
- оборудование для организации театрализованной деятельности.
Представленное наличие театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности.
Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям, музыкальный зал оснащен пианино, аккордеоном, музыкальным центром.
Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в ДОУ функционирует спортивный зал.
Функциональное назначение:
- проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре во всех возрастных группах;
- проведение спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах;
- проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Оборудование спортивного зала включает разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.); гимнастические скамейки, канат, дуги для подлезания и др.
Для коррекционной работы используются разнообразные дорожки, колючие, ребристые, массажеры для ног, рук, гимнастические палки, обручи, гимнастические скамейки используются для ходьбы, ползания на спине и животе и др.
Кабинет педагога-психолога предназначен для проведения подгрупповой и индивидуальной, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками, а также для проведения консультативной и просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников.
В кабинете педагога-психолога представлены материалы, пособия и оборудование:
- для снятия эмоционального напряжения и проведения упражнений по релаксации с детьми
- для осуществления развивающей и коррекционной работы с детьми разных возрастных групп (по развитию познавательных процессов и коммуникативных навыков; по адаптации детей к условиям детского сада; по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе; по психолого-педагогическому сопровождению детей с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы).
Библиотека
Библиотека расположена в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в Учреждении оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
1. Спортивный зал.
Функциональное назначение:
- проведение утренней зарядки, занятий по физической культуре во всех возрастных группах,
- проведение спортивных праздников, развлечений всех возрастных группах;
- проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Оборудование спортивного зала включает разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.); гимнастические скамейки, канат, дуги для подлезания и др.
Для коррекционной работы используются разнообразные дорожки, колючие, ребристые, массажеры для ног, рук, гимнастические палки, обручи, гимнастические скамейки используются для ходьбы, ползания на спине и животе и др.
2. Спортивная площадка.
Функциональное назначение:
- проведение занятий по физической культуре на открытом воздухе (в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет и группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет);
- проведение утренней зарядки, спортивных праздников и развлечений на открытом воздухе;
- проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников;
- освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола).
Оборудование спортивной площадки включает бревно гимнастическое, волейбольно-баскетбольную площадку, яму для прыжков, рукоход, лестницу для лазания.
3. Физкультурно-оздоровительные уголки в группах.
Функциональное назначение: проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, развитие двигательной активности и физических качеств детей
Оборудование в физкультурно-оздоровительных уголках в группах включает:
- картотеки (подвижных игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна);
- демонстрационный материал (альбомы, открытки и т.д.);
- атрибуты для выполнения ОРУ (цветные ленты, флажки);
- атрибуты для подвижных игр (комплект масок);
- атрибуты для игр с прыжками (скакалки, обручи, кубики);
- атрибуты для игр с бросанием, ловлей, метанием (мячи разного диаметра, мешочки с песком, кольцебросы);
- игры: настольные спортивные (хоккей, футбол), дидактические о спорте: лото, настольно-печатные, разрезные картинки др.;
- атрибуты для проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий (массажные «дорожки здоровья» массажные мячи);
- атрибуты для дыхательной гимнастики;
- атрибуты для выполнения гимнастики для глаз.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками) в МДОАУ № 196 имеются различные средства обучения и воспитания. Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебнонаглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Компьютеры, информационно-коммуникативные сети, аппаратно-программные средства: В Учреждении с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества создано единое информационное пространство. Имеется следующее оборудование:
- электронная почта;
- 2 сетевые точки выхода в Интернет;
- разработан и действует сайт ДОУ. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по без лимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МДОАУ № 196 создаются условия доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- разработан паспорт доступности ДОУ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- территория ДОУ асфальтирована;
- вход на территорию ДОУ оборудован видеокамерами и домофоном с выходом на пост вахтера ДОУ, который может выйти навстречу;
- при необходимости для обеспечения доступа в здание инвалиду и лицам с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», лестницы оборудованы перилами. В каждой группе имеется отдельный пожарный вход/выход.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Для организации занятий с детьми инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеется оборудованный кабинет педагога–психолога.
Для обеспечения доступа к информации, представленной на официальном сайте ДОО № 196 и ее использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, установлена версия для слабовидящих.
Специальные условия питания
Услуги по организации питания обучающихся (воспитанников) МДОАУ № 196 осуществляет ООО «КШП «Подросток» (поставка продуктов, составление 10- дневного меню, повара).
В ДОУ имеется пищеблок со всеми необходимыми помещениями для организации полноценного горячего питания, приготовления пищи, хранения продуктов. Капитальный ремонт пищеблока проведен в 2008 году. Пищеблок оснащен новым современным электрооборудованием на 100%, холодильное оборудование в достаточном количестве – дата приобретения 2012-2014 гг. В 2009 г. установлена новая система вентилирования и сплин–система.
Услуги по организации питания воспитанников осуществляет ООО «КШП «Подросток». В ДОУ организовано 5-разовое сбалансированное питание с учетом натуральных норм на каждого ребенка, выхода готового блюда, сбалансированности его по белкам, жирам, углеводам. В меню представлены разнообразные блюда. На каждое блюдо имеется технологическая карта. Контроль над качеством питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов осуществляет определенная локальным актом бракеражная комиссия, администрация, персонал ДОУ.
В ДОУ имеется вся необходимая документация по организации детского питания.
Специальные условия охраны здоровья
Приоритетным направлением в деятельности МДОАУ № 196 является охрана жизни и укрепление здоровья (обучающихся) воспитанников. Созданы благоприятные условия для реализации данного направления. Для этого в МДОАУ № 196 оборудованы и функционируют:
- физкультурный зал;
- спортивная площадка;
- прогулочные площадки;
- медицинский блок, в состав которого входят медицинский кабинет, процедурная, изолятор. Для выполнения этой задачи в ДОУ предусмотрены следующие мероприятия, в том числе и для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- организация двигательной активности детей;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
- включение в работу с детьми комплексов дыхательной, зрительной, пальчиковой гимнастики;
- организация сбалансированного питания;
- прогулки;
- подбор мебели в соответствии с ростом детей;
- формирование у детей, родителей (законных представителей) мотивации к здоровому образу жизни.
Медицинское обслуживание (обучающихся) воспитанников МДОАУ № 196 осуществляется Государственное автономное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» (Детская поликлиника № 4).
Весь персонал ДОУ своевременно проходит периодические медицинские обследования, гигиеническое воспитание и обучение. Каждый работник ДОУ имеет личную медицинскую книжку.
Медицинский блок оснащен помещениями и всем необходимым оборудованием: медицинский кабинет, изолятор на 1 место, процедурный кабинет, оборудование. Оснащение медицинского блока современным оборудованием позволяет качественно осуществлять медицинское сопровождение каждого ребенка, осуществлять контроль за его здоровьем и физическим развитием.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
В МДОАУ № 196 имеются следующие обучения коллективного и индивидуального пользования для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные установки (проектор, ноутбук);
- стол «песок-вода» для снятия мышечного напряжения;
- дорожки разной фактурной поверхности (для босохождения);
- дидактическая кукла (для формирования навыков самообслуживания и развития мелкой моторики);
- дидактические игрушки (детские музыкальные инструменты, массажные шарики «Су-джок», «Шнуровки», «Пирамидки» и т.д.).
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения "Детский сад № 196" отсутствуют.